Меню
16+

Сетевое издание «Деловой Кайтаг»

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

В Кайтагском районе прошла теоретико-практическая конференция педагогов – психологов

Автор: Магомедсаидова Саида
Наш спец. корреспондент

14 мая в Маджалисской СОШ имени Темирханова была проведена конференция, в которой приняли участие ответственные работники аппарата администрации района, представители отделов образования и культуры, правоохранительных органов, руководители, психологи и социальные педагоги дошкольных и общеобразовательных учреждений района, реабилитационного Центра социальной помощи семьи и детям села Баршамай и т.д.

Открыл и вёл работу конференции кандидат психологических наук, «Педагог-психолог года Дагестана — 2016», психолог Маджалисской СОШ имени Темирханова Магомед Махмудов. В ходе мероприятия он выступил с докладом «Стрессы, эмоциональные перезагрузки и их влияние на здоровье человека».

«Мы все периодически попадаем в стрессовые ситуации, это нормально, поскольку полностью их избежать невозможно. Однако необходимо стараться минимизировать количество негативных моментов в жизни, поскольку стресс влияет не только на ваше настроение, но и на физическое состояние», — отметил он.

По его словам, стресс-это вполне обоснованная и нормальная защитная реакция человека на внешние раздражители, которые нарушают наш эмоциональный баланс. Это и является истинной причиной появления различных психосоматических заболеваний. По словам Магомеда, для борьбы со стрессом в нашем организме предусмотрена специальная защита, которая активирует выбросы определенных гормонов, позволяющих мобилизовать все силы организма на борьбу с внешним раздражителем. Однако, благодаря эволюции, современному человеку не нужно постоянно быть готовым бороться за свою жизнь, вот и получается, что на некоторые, казалось бы, простые стрессовые ситуации наш организм реагирует точно так же, как при прямой угрозе для жизни.

«С научной точки зрения, стресс является реакцией приспособления организма к экстремальным изменениям окружающей среды. Наш организм готовится к наступающей извне конфронтации и мобилизует всю свою внутреннюю энергию. Физиологически длительный процесс приводит к непрерывному выделению стрессовых гормонов. Учащается сердцебиение, повышается кровяное давление, меняется ритм дыхания, мышцы обильно снабжаются кровью, весь организм постоянно находится в состоянии боевой готовности. Но мы по-разному реагируем на стрессовые ситуации. Есть люди в высшей степени восприимчивые к стрессам, другие не столь к ним предрасположены. Но, так или иначе, постоянное напряжение не может не сказаться отрицательно на состоянии здоровья. Тот, кто постоянно находится в состоянии напряжения, скорее заболевает, он более восприимчив к инфекционным и простудным заболеваниям», — подчеркнул он.

Магомед Махмудов также заявил, что самые распространенные заболевания — ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь, язвенная болезнь пищеварительных органов, бронхиальная астма, опухоли — принято считать болезнями стресса, число которых может достигать 90% патологии современного человека.

«Поговорка «Все болезни от нервов» в большой степени отражает это, хотя верна не всегда! Обычно вначале на вредное воздействие, ситуацию реагируют различные отделы нервной системы, а затем и другие, связанные с ней. То есть, практически любой орган может через нервную систему также вовлекаться в болезненный процесс», — отметил психолог в своем докладе.

Магомедом было сказано, что неприятные переживания, как и чрезмерная радость, нередко ослабляют организм, способствуют удлинению сроков заболевания, а вот умеренная радость помогает поправиться.

«Недаром говорится, что иногда один комедиант может заменить нескольких врачей, правда, это не следует понимать буквально, но польза хорошего настроения велика. Отсюда становится ясной важность для здоровья умения спокойнее переносить жизненные трудности. Конечно, заболевания могут развиваться и от других причин. В развитых странах нервно-психические расстройства занимают первые места среди других заболеваний из-за перегрузов, легко возникающих стрессов, особенно у лиц умственного труда, предпринимателей», — добавил он.

Затем с докладом «Профилактика психоэмоциональных перегрузок младших школьников в условиях внедрения ФГОС НОО» выступила социальный педагог Маджалисской СОШ №1 Альбина Куруцова, которая отметила, что работоспособность напрямую зависит от внешних условий.

«Работоспособность младшего школьника снижается довольно быстро — об этом сигнализирует общее «двигательное беспокойство». Через 15-20 минут урока число неслушающих, отвлекающихся и занимающихся своим делом детей растет. Кажется, еще секунда — и собрать их внимание будет просто невозможно. Двигательное беспокойство — защитная реакция организма ребенка. Он как бы отключается, давая себе отдых, не доводя свой организм до утомления. Попытка ограничить двигательное беспокойство ребенка словами не дает результата, и только рациональное переключение с одного вида деятельности на другой, смена видов деятельности позволяет отодвинуть утомление», — рассказала она.

По словам докладчика, определить наличие психической перегрузки ученика поможет опросник «Как понять, что ребенок «выдохся?», по которому для учителя предлагается несколько критериев поведения учащихся.

«Оценивая каждый из них по балльной системе 3-01 балла, учитель делает вывод о психофизиологическом состоянии учащихся и подводит итог. Самым эффективным методом снятия эмоционального и физического напряжения на уроке является использование экспресс-приёмов по снятию психо-эмоциональной нагрузки, как, например, «шутка-минутка». Подобного рода минутки разгрузки на уроках помогают снять неблагоприятные сдвиги в ряде функциональных систем учащихся. Кроме того, при нервно-психическом перенапряжении переутомлении учащихся хорошие результаты дает тонизирующий вариант дыхательных упражнений. Занимаясь дыхательной гимнастикой, важно следить, чтоб у ребенка не было каких либо симптомов: учащенное дыхание, резкое изменение цвета лица, дрожание кистей рук, чувство покалывания и онемения в руках, ногах. Простые интегративные дыхательные, массажные и физические упражнения, которые в короткий срок мобилизуют биоэнергетический потенциал человека, снимают напряжение и усталость в процессе умственных занятий», — отметила Альбина.

Далее, выступая с докладом «Внутригрупповое взаимодействие подростков. Взаимоотношения подростка с родителями» педагог-психолог Родниковой СОШ Зумарат Омарова рассказала, что потребность в общении — одна из основных социальных потребностей. Постепенно потребность в общении заставляет ребенка искать эмоционального контакта не только со взрослыми, но и со сверстниками, с другими детьми. С возрастом потребность в общении расширяется и углубляется.

«С того момента, как ребенок попадает в группу сверстников, его индивидуальное развитие уже нельзя рассматривать и изучать вне взаимоотношений с другими членами группы. Именно здесь на основе опыта общения со сверстниками закладываются основы нравственных качеств личности. В короткий период времени подросток проходит великий путь в своем развитии: через внутренние конфликты с самим собой и с другими, через внешние срывы и восхождения он может обрести чувство личности. В группе равных по социальному статусу подростки находят эмоциональный контакт и понимание. В общении друг с другом они удовлетворяют жажду в интересующей их информации. В группе сверстников подростку представляется возможным утверждаться в своих личностных качествах, в эффективности своей деятельности, сравнивать себя, с себе подобными», — пояснила она.

По словам докладчика, подростковый период для подростка является периодом сложных изменений, перестроения общения со взрослыми и сверстниками, преображается и подстраивается под общество его психика, сильно изменяется его внутренний мир, он начинает осознавать что он личность, что он часть окружающего его общества. И у него есть свои права и обязанности, он так или иначе принимает ценности, и нормы поведения общества в котором он живет.

«Для родителей подростковые времена считаются самыми тяжелыми. Недавно послушный ребенок начинает гулять в ненадежных компаниях, переживать по неизвестным поводам и нервничать при попытках обезопасить его жизнь. Родителям нужно близко знать своих детей, любить и оберегать их. Семья — это основа ребенка. В семье должны быть доверительные отношения. Родители и дети должны доверять друг другу. Родители должны на своем примере показывать что хорошо, что плохо. Не напоминайте детям их обиды, ссоры, всегда будьте рядом. Не критикуйте ребенка, не вызывайте комплексы. Не осуждайте его, будьте откровенны. С ребенком нужно говорить о позитивном мышлении, о негативе, о страхах, нужно много говорить. Тогда наверняка из подростка выйдет хороший человек. Старайтесь воспринимать его, как личность, т.е. — уважайте его особенности, самостоятельность и право на личные ошибки. Это — основное правило в отношениях между подростками и родителями. Хвалите ребенка как можно чаще. Поинтересуйтесь его мнением. Примите его интересы», — заявила Омарова.

С докладом «Помощь учащимся 11 классов в снятии эмоционального напряжения при подготовке к ЕГЭ» педагог-психолог Баршамайской СОШ Ашура Абакарова отметила, что подготовка к ЕГЭ — важный период жизни подростка. Многие из них совершают самостоятельный, серьезный выбор дальнейшего пути. Экзамен — это не просто проверка знаний, а проверка знаний в стрессе и непредсказуемого результата. ЕГЭ может вызывать у выпускников различные трудности.

По её словам, психологическая поддержка — это один из важнейших факторов, определяющих успешность ребенка в сдаче единого государственного экзамена. Поддерживать ребенка – значит верить в него.

«Взрослые имеют немало возможностей, чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий. Другой путь – научить подростка справляться с различными задачами, создав у него установку: «Ты сможешь это сделать». Существуют слова, которые поддерживают детей, например: «Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо», «Ты знаешь это очень хорошо». Итак, чтобы поддержать ребенка, необходимо: опираться на сильные стороны ребенка, избегать подчеркивания промахов ребенка, проявлять веру в ребенка, сочувствие к нему, уверенность в его силах, создать дома обстановку дружелюбия и уважения. Необходимо наблюдать за самочувствием ребенка, никто, кроме родителя, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением. Нужно контролировать режим подготовки ребенка, не допускать перегрузок, объяснить ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом. Обеспечить дома удобное место для занятий, проследить, чтобы никто из домашних не мешал. Важно обращать внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга», — подчеркнула Абакарова.

В ходе конференции психологи подробно ознакомили собравшихся с тем, какая работа проводилась ими и социальными педагогами для повышения качества образования учащихся, поддержания здорового образа жизни, избежания стрессов и т.д.

Затем самые активные психологи общеобразовательных школ района были награждены почётными грамотами от отдела образования и муниципальных услуг администрации МР «Кайтагский район».

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

8